Минфин хочет зафиксировать требования по дивидендам к госкомпаниям и ввести - к их "дочкам"
13 Сентября 2019



Интерфакс (12 сентябяр 2019г.)

Москва. 12 сентября. ИНТЕРФАКС - Минфин РФ хочет не только зафиксировать обязательство госкомпаний направлять на дивиденды не менее 50% чистой прибыли по МСФО, но и ввести требование по дивидендным выплатам к их дочерним структурам.

Дивидендную политику госкомпаний регулирует распоряжение правительства от 29 мая 2006 года N774-р, согласно этому документу, они должны отдавать акционерам не менее 25% прибыли. В последние годы Минфин и Минэкономразвития уже не раз пытались добиться фиксации в этом документе правила о выплате не менее 50% прибыли. В начале июня глава Минэкономразвития Максим Орешкин сказал, что это уже не нужно, так как постепенно все госкомпании переходят к выплате 50% и без распоряжения.

Однако Минфин все же рассчитывает поставить в этом вопросе "юридическую" точку.

"Мы, скорее всего, снова выйдем с предложением внести изменения в акт правительства с тем, чтобы закрепить эти 50% (прибыли на дивиденды для госкомпаний - ИФ)", - сказал замглавы Минфина Алексей Моисеев в интервью "Интерфаксу".

"Еще один момент: есть положение, что при определении консолидированной прибыли вычитается прибыль от переоценки вложений в ценные бумаги, то есть там, где cash flow не было. Это в целом справедливая норма, тем более, если мы говорим про РСБУ, и даже в МСФО она может быть. Предлагаем сделать ее симметричной: точно так же добавлять обратный убыток от бумажных вложений, естественно, в случае наличия источника прибыли. Если источник в виде нераспределенной прибыли есть, то надо выплачивать дивиденды от реальной денежной прибыли", - заявил Моисеев.

Проблема, с которой Минфин столкнулся при обсуждении дивидендов с госкомпаниями - отсутствия формализованного требования к "дочкам" холдингов, которые зачастую генерируют значительную часть их денежного потока.

"Кроме того, нас немного беспокоит ситуация, когда мы каждый раз вручную следим за тем, чтобы компании, подконтрольные государству, поднимали дивидендные выплаты в "дочках" на уровень холдингов", - сказал Моисеев.

"Там, где государству принадлежит холдинг, часто бывают проблемы: они говорят, что нет денег, потому что получили мало от дочерних компаний. А почему "дочка" заплатила дивиденды в размере 5% от прибыли? Ну, вот так заплатили. Получается, что мы до планки (в 50% от прибыли - ИФ) не дотягиваем. Надо, чтобы "дочки", которых контролируют наши холдинги, были обязаны поднимать тоже эту часть", - заявил замминистра.

По его словам, Минфин выступит с этим предложением "в ближайшее время". "Готовим такой проект, разошлем его по ведомствам. Посмотрим, что будет дальше", - заключил он.

"В наибольшей степени этот вопрос актуален для "Газпрома" и его дочерних компаний - "Газпром нефти" (MOEX: SIBN) и электроэнергетических компаний ООО "Газпром энергохолдинг" (ГЭХ). "Газпром" (MOEX: GAZP) уже задался целью поднять выплаты до 50% в ближайшие годы, "Газпром нефть" тоже начала этот процесс - по итогам первого полугодия 2019 года компания выплатила в виде дивидендов 40% чистой прибыли против 35% в прошлом году. Рост коэффициентов дивидендных выплат до 35% мы увидели и в компаниях ГЭХ по итогам 2018 ("ОГК-2" (MOEX: OGKB), "ТГК-1" (MOEX: TGKA), "Мосэнерго" (MOEX: MSNG)), и теперь этот тренд, вероятно, продолжится. При таком раскладе все эти компании выглядят привлекательными дивидендными историями, даже несмотря на рост котировок с начала года. Так, компании ГЭХ могут продемонстрировать доходность до 15% в год при коэффициенте выплат 50%", - сказала "Интерфаксу" аналитик по нефтегазовому сектору и электроэнергетике Группы компаний "Атон" Ангелина Глазова.

Кроме того, Глазова отметила, что другая холдинговая госкомпания - "Россети" - еще в 2017 году внедрила дивидендную политику с выплатой 50% чистой прибыли как на своем уровне, так и на уровне "дочек". Однако сейчас данная политика пересматривается, и ожидаются улучшения по части прозрачности и изменения корректировок. "Тогда как многие дочерние компании "Россетей" (MOEX: RSTI) по текущим условиям предлагают интересные дивидендные истории (топ-5 компаний - "МРСК Центра и Приволжья" (MOEX: MRKP), "МРСК Волги" (MOEX: MRKV), "Ленэнерго" (MOEX: LSNG) ("префы"), "МРСК Юга" (MOEX: MRKY), "ФСК ЕЭС" (MOEX: FEES) - предложили доходность 9-15% за 2018 год), на уровне "Россетей" дивиденды остаются низкими. Хотя на данный момент трудно оценить, в какой степени новая политика в контексте рассматриваемых в правительстве изменений могла бы поддержать дивиденды "Россетей", в теории это может стать положительным фактором для дивидендов компании и поспособствовать росту дивидендной доходности с текущих уровней (по итогам первого квартала 2019 года по обыкновенным акциям 2%, по привилегированным 5%)", - считает эксперт.

По мнению аналитиков "ВТБ Капитала" Владимира Скляра и Анастасии Тихоновой, основными бенефициарами повышения коэффициента дивидендных выплат для "дочек" госкомпаний до 50% чистой прибыли по МСФО, скорее всего, станут акционеры "Интер РАО" (MOEX: IRAO).

"Ранее компания не выполняла правило выплаты в виде дивидендов 50% чистой прибыли по МСФО, действующее для государственных предприятий, утверждая, что оно не контролируется государством напрямую. Однако поскольку 30% акций "Интер РАО" принадлежат государственному холдингу "Роснефтегаз", то если предложение будет принято, новое правило напрямую будет применимо к "Интер РАО". В результате дивидендная доходность "Интер РАО" в 2020 году может вырасти с 5,3% при выплате 25% до 10,5% при правиле выплаты 50%", - говорится в обзоре Скляра и Тихоновой.

В нем также сообщается, что, по мнению экспертов "ВТБ Капитала" существует вероятность значительного роста дивидендов по акциям "Россетей". "В МРСК и ФСК в настоящее время действует дивидендная политика, в которой официально упоминается правило выплаты 50%, но впоследствии она корректируется как минимум на 30 различных позиций, что делает их окончательный расчет проблематичным и, на наш взгляд, непредсказуемым. Таким образом, предложение Минфина может значительно увеличить дивидендные выплаты дочерних компаний "Россетей". В итоге "Россети" получат средства для выплаты более высоких дивидендов", - пишут аналитики.

Для "ОГК-2", "ТГК-1" и "Мосэнерго" оценить влияния предложения "Минфина" наиболее сложно, считают Скляр и Тихонова. "Все три компании не являются дочерними компаниями принадлежащего государству "Газпрома", а скорее являются дочерними компаниями дочернего предприятия "Газпрома" (ГЭХ - прим. ИФ). Тем не менее, можно представить, что "ОГК-2", "ТГК-1" и "Мосэнерго" будут вынуждены следовать новым правилам", - говорится в обзоре. Таким образом, по мнению аналитиков, если предложение "Минфина" будет принято, то среди "ОГК-2", "ТГК-1" и "Мосэнерго" самая высокая дивидендная доходность будет у акций "ТГК-1": на уровне 15,3% за 2019 финансовый год. Хотя "ОГК-1" и "Мосэнерго" в этом случает тоже будут платить щедрые дивиденды, добавляют эксперты.