Перекрестное субсидирование застряло в сетях
20 мая 2020



Коммерсантъ (20 мая 2020г.)

Платежи бизнеса за низкие тарифы для населения снова вырастут

Как выяснил "Ъ", у регуляторов энергорынка не получается выполнить поручение правительства по сокращению объемов перекрестного субсидирования в электросетях, когда бизнес доплачивает за низкие тарифы населения. По предложению ФАС объем субсидии уже в 2021 году может вырасти на 10 млрд руб. Инициативу раскритиковали Минэнерго, Минэкономики и участники рынка. Сложность в том, что для ликвидации перекрестного субсидирования необходимо поднять цены для населения, предупреждают аналитики.

Минэнерго и Минэкономики раскритиковали график поэтапного снижения предельных уровней перекрестного субсидирования (сумма, которую платит промышленность для снижения тарифов населения) в распределительных сетях в 2021-2031 годах, разработанный ФАС. Оба ведомства не согласовали документ, сообщили "Ъ" в министерствах.

ФАС разработала график в апреле по поручению аппарата правительства, который требовал снизить перекрестное субсидирование. Согласно документу, в 2021 году объем перекрестного субсидирования в распредсетях составит 239,4 млрд руб., а к 2031 году сумма постепенно снизится до 216,5 млрд руб.

Однако для некоторых регионов новые предельные уровни перекрестного субсидирования установлены в размере 120-140% от фактических показателей 2020 года, рассказали "Ъ" в Минэкономики. "Новые предельные уровни не должны приводить к росту величины перекрестного субсидирования выше учтенной в тарифах на услуги по передаче электрической энергии в 2020 году",- подчеркивают там. Текущий предельный объем субсидии - 229,4 млрд руб.

В Минэнерго сообщили "Ъ", что к проекту постановления ФАС не были представлены аналитические материалы, расчеты предлагаемых величин, оценка финансовых, тарифных и социально-экономических последствий. Кроме того, служба не составила обоснование динамики показателей, перечень мер и механизмов, реализация которых позволит обеспечить снижение объемов перекрестного субсидирования. В Минэнерго считают, что в целях поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования необходимо разработать комплексный план действий, иначе утверждение графика нецелесообразно.

"Россети" также недовольны проектом, следует из комментариев к документу на regulation.gov.ru. Пересматривать предельную величину и утверждать новый график на фоне пандемии преждевременно: это может привести к занижению экономически обоснованного тарифа, сокращению объемов инвестиционных и ремонтных программ, отмечает холдинг.

Против предложений ФАС выступает и бизнес. Согласно графику службы, объем субсидирования в 2021- 2025 годах вырастет более чем на 26 млрд руб. в номинальном выражении относительно текущей величины, говорится в письме "Сообщества потребителей энергии" (объединяет промышленных покупателей электроэнергии) на имя главы службы Игоря Артемьева (письмо от 15 мая есть у "Ъ"). При этом целевое снижение за десять лет составляет в постоянных ценах всего 8,7 млрд руб., или 5,6% от текущего утвержденного уровня, говорится в письме ассоциации.

В "Совете рынка" (регулятор энергорынков) сообщили "Ъ", что в целом поддерживают введение графика, но параметры снижения должны быть разработаны с учетом региональных особенностей. "Темпы снижения перекрестного субсидирования в значительной степени зависят от выбранных соответствующих инструментов тарифного регулирования и находятся в настоящее время в обсуждении",- подчеркнули там.

Перекрестное субсидирование в сетевых тарифах ликвидировать одновременно легко и почти невозможно: для этого нужно поднять цены для населения, говорит Николай Посыпанко из Vygon Consulting. В среднем прирост должен составить около 1,5 руб. за 1 кВт•ч - это не меньше 20% в платеже за электроэнергию и 10% в общей квитанции за коммунальные услуги. При этом за долю в коммунальном платеже населения с электроэнергетиками активно конкурируют поставщики тепла и операторы коммунальных отходов, отмечает эксперт.