Система налогового мониторинга может в 2022г охватить компании, обеспечивающие более 50% поступлений федерального бюджета
24 сентября 2019



Интерфакс. Новости ТЭК (24 сентября 2019г.)

Москва. 24 сентября. ИНТЕРФАКС - Количество компаний, охватываемых системой налогового мониторинга, в 2020 году предполагается увеличить до 95 с 44 в 2019 году, долю обеспечиваемых ими их налоговых поступлений в поступлениях федерального бюджета - до 30% с 15%, а в 2022 году - до 200 компаний с долей в поступающих налогах более 53%.

Такие показатели предусматриваются подготовленной Минфином концепцией развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с проектом документа.

Для этого предлагается, в частности, расширить перечень организаций, которые вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга.

Это предлагается сделать за счет изменения условий, которые, согласно Налоговому кодексу, сейчас обязан соблюдать налогоплательщик для участия в системе налогового мониторинга. Планируется установить обязанность налогоплательщика соблюдать одно из обязательных условий и отменить обязательность одновременного соответствия плательщиков этим условиям. Также предложено для участников консолидированных групп налогоплательщиков отменить обязательность соответствия этим условиям.

В то же время намечается поэтапно снижать суммовые значения условий, соблюдение которых обязательно для принятия решения о проведении налогового мониторинга.

Сейчас к системе расширенного информационного взаимодействия с налоговиками могут присоединиться компании с годовым оборотом и активами не менее 3 млрд рублей, а сумма уплаченных ими налогов за предыдущий год составляет не менее 300 млн рублей.

ФНС совместно с Минфином прорабатывают вопрос о снижении требований к стоимости активов до 2 млрд рублей, суммарному объему полученных доходов - также до 2 млрд рублей, совокупной сумме налогов за год - до 200 млн рублей.

Рассматривается также возможность в перспективе снизить пороговую сумму полученных доходов и стоимость активов до 1 млрд рублей, совокупной суммы налогов - до 100 млн рублей с включением возможность учета налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

В результате количество потенциальных участников налогового мониторинга может увеличиться с 1,9 тыс. в 2020 году до 3,9 тыс. в 2022 году и 7,8 тыс. в 2024 году.

Ожидается, что количество плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, будет увеличиваться не менее чем на 20% в год. Доля плательщиков, которые предоставляют налоговым органам доступ к своим информационным системам, в общем количестве плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, будет повышаться не менее чем на 10% в год.

Одновременно доля автоматических и автоматизированных контрольных процедур, выполняемых в рамках налогового мониторинга, будет повышаться ежегодно не менее чем на 20%.

Ранее сообщалось, что к настоящему времени с ФНС соглашения о налоговом мониторинге подписали 44 компании, половина из которых представляет нефтегазовый сектор. Среди них участники групп "Газпром нефть" (MOEX: SIBN), "ЛУКОЙЛ" (MOEX: LKOH), "НОВАТЭК" (MOEX: NVTK), "Роснефть" (MOEX: ROSN), "Норильский никель" (MOEX: GMKN), компании "Аэрофлот" (MOEX: AFLT), "Интер РАО" (MOEX: IRAO), "Мобильные телесистемы" (MOEX: MTSS), "Мегафон" (MOEX: MFON), "РЖД", "Северсталь" (MOEX: CHMF), "Газпром экспорт", ВТБ (MOEX: VTBR), "Ростех" и другие.

Режим налогового мониторинга ускоряет разрешение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.

Мониторинг предполагает открытие компаниями налоговым органам доступа к своему налоговому и бухгалтерскому учету в режиме онлайн, предоставление первичных документов и пояснений по запросам налоговиков. Налоговый орган в свою очередь дает разъяснения по тем или иным налоговым рискам, исходя из информации, которую налогоплательщик предоставляет до заключения той или иной сделки, во время ее заключения, до подачи и после подачи налоговой декларации.

Позиция налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов отражается в мотивированном мнении, которое он направляет налогоплательщику. Предполагается, что налогоплательщик выполняет его, отражая позицию налоговиков в налоговой декларации или подавая уточненную декларацию.

При наличии разногласий проводится взаимосогласительная процедура. По ее результатам налоговый орган должен уведомить организацию, было ли изменено мотивированное мнение. 

Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за периоды действия соглашения о налоговом мониторинге, за исключением ряда случаев, например, если налогоплательщик не выполняет мотивированное мнение налогового органа.