Турбины раскрутят на всех
1 Октября 2019



Коммерсантъ (01 октября 2019г.)

Правительство отказалось от создания ТЭС для их обкатки

Правительство может либерализовать доступ к базовому заказу для поставщиков газовых турбин большой мощности, в том числе для локализованных машин GE и Siemens. По данным "Ъ", Белый дом отказался от строительства ТЭС на экспериментальных турбинах российского производства, в чем заинтересованы "Силовые машины" Алексея Мордашова. Вместо этого могут быть разыграны на конкурсе 2 ГВт по отдельной квоте. По мнению экспертов, это снизит нагрузку на рынок. Но потребители требуют, чтобы для локализованных турбин ввели дифференцированную оплату мощности в зависимости от реальной загрузки энергоблоков.

Правительство может отказаться от строительства ТЭС на экспериментальных образцах российских газовых турбин большой мощности (ГТБМ) 1,4 ГВт в пользу конкурентного отбора для широкого круга поставщиков, включая американскую GE и немецкую Siemens. Для этого они должны соответствовать постановлению правительства №719, которое определяет, какая продукция может считаться российской. Речь об этом шла на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 24 сентября, схема в целом была им одобрена, говорят несколько собеседников "Ъ". В аппарате вице-премьера и в Минэнерго "Ъ" сообщили, что решение еще не принято. В Минпромторге от комментариев отказались, ссылаясь на отсутствие протокола совещания.

Предполагалось , что газовая ТЭС на 1,4 ГВт будет строиться в Каширском районе Московской области по дорогостоящему механизму конкурентного отбора мощности новой генерации (КОМ НГ). CAPEX этого проекта предварительно оценивался Минэнерго в 100 млрд руб., общая нагрузка на энергорынок до 2035 года - 198 млрд руб. Своих технологий производства ГТБМ у РФ нет. Проект исходно был создан для обкатки турбин подсанкционных "Силовых машин" Алексея Мордашова. При этом "Интер РАО" и "Газпром энергохолдинг" (ГЭХ, контролирует энергоактивы "Газпрома") обсуждают создание СП с GE и Siemens. Планы по выпуску мощной турбины ГТД-110М есть также у консорциума ОДК "Ростеха", "Интер РАО" и "Роснано".

Как поясняют собеседники "Ъ", отборы могут пройти на 2026–2028 годы - к этому сроку зарубежные машиностроители должны успеть полностью локализовать машины большой мощности.

Правительство выделит под них квоту около 2 ГВт. Конкурировать поставщики, вероятно, будут по наименьшей стоимости киловатт-часа выработки за жизненный цикл (LCOE). Собеседники "Ъ" объясняют такое решение большими рисками того, что "Силовые машины" не смогут наладить производство ГТБМ. При этом "Силовые машины" по-прежнему будут претендовать на 7 млрд руб. из бюджета на локализацию ГТБМ, еще 8 млрд руб. компания должна привлечь самостоятельно.

В Siemens "Ъ" сообщили, что планы по локализации газовой турбины SGT5–2000E (187 МВт, частично локализована СП Siemens с "Силовыми машинами" - СТГТ) не изменились, компания рассчитывает на подписание СПИКа и затем до середины 2023 года на локализацию компонентов горячего тракта. В ОДК, "Интер РАО" и ГЭХе от комментариев отказались. В "Силовых машинах" "Ъ" сообщили, что к 2025 году успеют наладить производство своих ГТБМ, и уточнили, что в планах компании изготовить головные образцы отечественных ГТУ в конце 2023-го - начале 2024 года. В компании также говорят, что "достигли серьезного прогресса" в освоении ГТБМ: создано конструкторское бюро, разработана конструкторская документация, ведется техперевооружение производства, определены отечественные поставщики критически важных комплектующих.

В "Сообществе потребителей энергии" считают, что конкурсный отбор не отменяет нерыночной сути ДПМ, по которым будут оплачиваться проекты ГТБМ. С учетом негативного опыта оплаты "инновационных" и простаивающих энергоблоков на Троицкой ГРЭС ГЭХа и Ивановских ПГУ "Интер РАО" (речь идет об оборудовании ОДК) "следует производить дифференцированную оплату мощности, исходя из годовой загрузки таких энергоблоков на уровне не ниже 75%", говорят в ассоциации.

Старший аналитик центра энергетики МШУ "Сколково" Юрий Мельников говорит, что конкурсные процедуры могут создать условия для сокращения затрат на обкатку экспериментальных турбин. Но потребителям электроэнергии, отмечает аналитик, в любом случае предстоит оплачивать сооружение заведомо ненадежной (по крайней мере в первые годы) генерации в целях реализации государственной задачи - развития российского энергомашиностроения.