«Россети» хотят забрать у правительства контроль над ФСК
16 августа 2018



По данным газеты, между «Россетями» и подконтрольной госхолдингу Федеральной сетевой компанией может возникнуть новый конфликт. «Россети», говорят источники издания, предложили ограничить самостоятельность принятия решений в дочерней структуре, исключив ее из перечня госкомпаний, работающих по директивам правительства. В этом случае принятие всех управленческих решений в высокодоходной ФСК «Россети» могут замкнуть на себя.

Правительство может по инициативе «Россетей» пересмотреть механизм принятия ключевых корпоративных решений внутри входящей в госхолдинг Федеральной сетевой компании. Как сообщили «Коммерсанту» источники на энергорынке, сейчас этот вопрос обсуждается на уровне вице-премьера Дмитрия Козака (курирует ТЭК). В аппарате чиновника это подтвердили, подчеркнув, что окончательное решение пока не принято.

Сейчас, по сути, многие управленческие решения в ФСК принимаются автономно, без учета мнения холдинга. ФСК, как и «Россети», входит в перечень компаний, которые действуют на основании директив правительства (по распоряжению № 91—р от 2003 года). Как поясняют источники газеты, «Россети» предлагают исключить ФСК из этого списка. В этом случае решения в ФСК, как и в других дочерних обществах холдинга, будут приниматься на основании внутренних приказов по «Россетям».

ФСК входит в «Россети» с 2013 года, до этого компания была напрямую подконтрольна Росимуществу и сама контролировала ОАО «Холдинг МРСК» (предшественник «Россетей», включавший только распредсетевые активы), напоминает «Коммерсант». При этом, отмечает газета, ФСК даже сейчас остается довольно самостоятельной, на компанию приходится существенная часть бизнеса «Россетей» (более того, ФСК — наиболее прибыльный актив холдинга).

Все попытки ограничить самостоятельность принятия решений в ФСК вызывали внутрикорпоративные конфликты между руководством двух компаний (это, как считали на рынке, накладывалось и на непростые отношения между председателем правления ФСК Андреем Муровым и гендиректором «Россетей» Олегом Бударгиным, покинувшим пост осенью 2017 года). Так, в 2014 году Росимущество предложило стратегическим госкомпаниям («Россети» и ФСК входят в список) директиву о создании единого казначейства на уровне материнских компаний. «Россети» идею поддержали — это, как считали в компании, позволило бы эффективно распределить ресурсы внутри холдинга и повысить доходность вложений. Но в ФСК подчеркивали, что компания уже имеет свое самостоятельное единое казначейство. В итоге идея не была поддержана на уровне президента, напоминает издание.

В ФСК газете заявили, что указом президента РФ № 1567 в ноябре 2012 года «правительству поручено в том числе обеспечить сохранение контроля государства за деятельностью ФСК». На момент принятия решения контроль был закреплен за правительством, говорят компании, и для исполнения указа он должен быть сохранен. В ФСК это связывают со «специальными функциями» компании, закрепленными в законе об электроэнергетике, «федеральным охватом деятельности», статусом естественной монополии и стратегического предприятия, пишет «Коммерсант».

Вместе с тем в апреле 2016 года на совещании у Владимира Путина, где обсуждался очередной конфликт электросетевых компаний, Минэнерго предлагало исключить ФСК из распоряжения № 91—р. Эта идея вошла в список поручений по итогам совещания, но оно до сих пор не исполнено. В «Россетях» и Минэнерго ситуацию не комментировали, отмечает газета.

В интервью «Коммерсанту» в июле глава «Россетей» Павел Ливинский отмечал, что холдинг пока не планирует вносить изменения «ни в корпоративную структуру, ни в систему управления» компании, и уточнял, что вопрос о переходе на одну акцию с ФСК поднимать пока не планируется.